пятница, 15 июня 2012 г.

Моя педагогическая философия


 Учителями славится Россия… Простые и вместе с тем ёмкие слова, которые я по праву отношу к себе, не боясь показаться самовлюблённой или самоуверенной. 

        Что значит для меня учительская профессия? Это мой образ жизни, это золочёная рама, в которой заключена моя любовь к школе, к детям. И вот уже почти два десятка лет я с радостью открываю школьную дверь и каждый день общения с детьми прибавляет мне оптимизма, уверенности в себе, осознания того, что я занимаюсь любимым делом. «Учителем и артистом надо родиться», -так некогда сказала великая Фаина Раневская. Как же она права! Для меня каждый урок – это спектакль в лучшем смысле этого слова, где я сама себе режиссёр, сценарист, а главные роли в нём играют мои ученики. И пусть не всё у них получается, но из урока в урок я учу и учусь сама.



    Я учу своих учеников, а они учат меня. Они – мои Учителя. Я ощущаю это каждую минуту. У них я учусь любить этот мир, восхищаться каждой мелочью, удивляться и радоваться.  Учиться любить, понимать учеников, учиться следить за собой – это подчас так сложно, но необходимо… 
     Вспоминается фраза из юмористического монолога: «Забудьте всё, чему вас учили в институте». Забыть-то я не забыла, но буквально с первых лет работы интуиция стала подсказывать, как интереснее спланировать урок, как удержать весь класс в поле зрения, как разнообразить методику преподавания, как подтянуть слабого ученика и усложнить задание для сильного. 
    Я люблю, когда дети задают мне на уроке нестандартные вопросы. Иногда я чувствую, что они хотят «испытать меня на прочность», но я достойно выхожу из ситуации, обхожу «острые углы. Спокойная, доброжелательная обстановка на уроке – залог успешного усвоения материала. 
     Я никогда не была сторонницей принципа «да убоится ученик учителя своего», никогда не показывала свою власть над ними, но и не допускала панибратских отношений. Я не делю учеников на хороших и плохих, у меня нет любимчиков и фаворитов – каждый своеобразен и неповторим, в каждом я вижу в первую очередь что-то хорошее и терпеливо ращу в детских душах всходы добра и человечности. Каждый день глазами моих учеников смотрит на меня будущее России. В этом будущем нам предстоит жить. И от того, какими станут нынешние дети, зависит судьба страны. Осознание этого заставляет строже относиться к себе, своим словам и делам.
      Можно выучиться и стать хорошим архитектором, можно выучиться и стать хорошим врачом, но нельзя выучиться и стать хорошим учителем.  Учитель – это не профессия, это образ жизни и состояние души.  Нельзя быть педагогом с  понедельника  по  субботу  и только на школьном уроке.
      Учительское попечение, как и любовь, не знает выходных дней и праздников.  Тетрадки, учебники, книги, компьютер окружают меня не только в школьном кабинете. Родственники, видя мою постоянную занятость, сочувствуют, жалеют, советуют «бежать из школы». 
      Некоторые мои коллеги, обиженные на судьбу, а ещё больше на недостойную зарплату, уехали из нашего провинциального городка в Москву, сменив строгий учительский наряд на замызганный фартук торговки овощами.
      Думается, если они с такой лёгкостью расстались со школой, значит, они были здесь случайными людьми жалеть о них нечего. Только вот  как сказать брошенным ученикам, что их променяли на капусту?! Я никогда не жаловалась на судьбу, на небольшую зарплату, не искала, где лучше и знаю только одно: школа  -  это моя радость и разочарование, маленькие и большие победы, которые я со своими учениками делю пополам. 


      Многое не даёт мне покоя. Например, выпускник с золотой медалью не смог поступить в выбранный вуз, потому что его родители -  из среднестатистической российской семьи и не могут оплатить его учёбу. А тот, кто не учился, а мучался сам и мучил своим невежеством своих  учителей, сейчас числится студентом престижного вуза благодаря тугому родительскому кошельку…
    А какое безграничное счастье переполняет душу педагога,  когда ему удается зажечь в ученике  жажду познания! Но учитель никогда не достигнет вершин мастерства, если он не будет искренен и доброжелателен с учениками, если его сердце не согрето любовью к ним. Я радуюсь успехам своих учеников, как нынешних школьников, так и тех, кто уже шагнул за порог родной школы, радуюсь тому, что у них удачно складывается судьба, что они нашли своё место в жизни.
    В этом есть и моя заслуга, мудрым русским словом я донесла до них простую, но гениальную суть: «Отдавая – обретаешь».

3 комментария:

  1. Виктор Комлев18 июня 2012 г. в 06:54

    Рад за вас и ваших учеников! Виктор Комлев

    ОтветитьУдалить
  2. Бездельница18 июня 2012 г. в 09:36

    "Многое не даёт мне покоя. Например, выпускник с золотой медалью не смог поступить в выбранный вуз, потому что его родители - из среднестатистической российской семьи и не могут оплатить его учёбу. А тот, кто не учился, а мучался сам и мучил своим невежеством своих учителей, сейчас числится студентом престижного вуза благодаря тугому родительскому кошельку…"
    Мне кажется, если бы золотой медалист был нацелен на достижение цели, то родительский кошелёк не остановил бы его. Есть масса примеров, когда "золотые медалисты" за стенами школы превращаются в беспомощных юнцов, а "середнячки", как называли их в советской школе, делают прорыв в своём образовании и карьере. Всё дело в мотивации, нужно ли это ТЕБЕ, или это нужно МАМЕ и ПАПЕ.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за отклик!
    О, я согласна! К сожалению, не всегда те, кто показал знания, оказались способными жить в другой, самостоятельной жизни. Вот почему теперь говорят о новых стандартах в обучении!
    Теперь для меня важнее не научить грамотно писать, а например, научить ориентироваться в различных источниках информации, понимать любой (!) текст, работать в команде...Да, перестраиваться трудно, но нужно. Нужно для них, моих учеников.

    А "тихие троечники" во все времена часто оказывались более мобильными и восприимчивыми ко всему новому, т.к. другого пути (знаний), чтобы устроиться в жизни, у них не было.

    ОтветитьУдалить